Полное произведение Г. П. Лавкрафта (1916, 1920, 1921)
Полное произведение Г. П. Лавкрафта — это сборник его работ, включающий рассказы, романы и стихи, написанные в период с 1916 по 1921 год. Этот сборник представляет собой ценный источник для изучения творчества этого выдающегося американского писателя ужасов.
Примерное время чтения: 6 минут.
Столько, сколько Г. П. Лавкрафт он любил писать о потусторонних ужасах, ему были не чужды самые глубокие и темные побуждения, дремлющие внутри нас, и он редко уклонялся от их исследования, если его ум блуждал таким образом. «Алхимик», «Коты Ултара» и «Ужасный старик» — три его менее известных рассказа, каждый из которых по-своему затрагивает тему наказания.
Алхимик (1916)
Написанная за восемь лет до публикации, история начинается со странности. Лавкрафт: главный герой по имени граф Антуан де К-. Мы узнаем о проклятии, которое распространилось через благородную семью Антуана, когда один из его предков стал ответственным за смерть темного волшебника по имени Мишель Мове.
Сын волшебника, Шарль ле Колдун, приговорил всех потомков своего предка к смерти в возрасте тридцати двух лет… что они и сделали, в основном при загадочных обстоятельствах. По мере приближения своего тридцать второго дня рождения и смерти последнего слуги его семьи Антуан начинает исследовать разрушенные поместья своего рода и, сам того не зная, приближается к разгадке проклятия, унесшего его семью. Как я описал ЛавкрафтПоскольку истории Microsoft не оказали того влияния, которое они оказали, когда были опубликованы, а повороты сюжета были предсказуемы по сегодняшним стандартам, я чрезвычайно рад сообщить, что эта история не попала в эту категорию.
Спустя более ста лет после того, как это было написано семнадцати- или восемнадцатилетним подростком. Лавкрафт, финал мне все же показался милым и удивительным, развивающимся в направлении, о котором я даже не задумывался. Подготовка к финальному раскрытию, когда Антуан исследует замок своей семьи, великолепна, создает ощущение страха и тайны, и в то же время заставляет нас пожалеть нашего главного героя, человека, которому просто не повезло родиться в ужасных обстоятельствах.
Довольно сложно обсуждать, как эта история затрагивает тему наказания, не испортив финал, но, безусловно, приятно увидеть историю мести с точки зрения того, кому она нанесена. Из-за того, как приятно видеть, как люди получают должное, большинство авторов очень ясно дают понять, кто прав, а кто виноват, чтобы они могли продолжить шоу мести.
В «Алхимике» мы никогда не уверены, насколько семья заслуживает этого проклятия и действительно ли краткий отчет, который нам предоставлен, заслуживает доверия. В глубине души я продолжал задаваться вопросом, может быть, это проклятие окажется чем-то правильным и необходимым, и это действительно помогало мне удерживать внимание. Это, конечно, необычный подход к наказанию, и я готов поспорить, что в то время он был еще более необычным.
Кошки Ултара (1920)
Месть не всегда должна проявляться в человеческой форме, как мы видим в «Кошках Ултара». Возвращаясь к нашему обычному любимому неназванному рассказчику, нам рассказывают историю города под названием Ултар и почему в нем существует закон, запрещающий убийство кошек. Нас знакомят с пожилой парой, и они совсем не сладкие, поскольку их любимое хобби — убивать кошек. Однажды через город проходит караван бродяг, и среди людей появляется сирота с маленьким котенком… который, естественно, исчезает вскоре после их прибытия.
Бродяги готовятся покинуть город, но не раньше, чем мальчик произносит молитву, решая судьбу старой пары и оправдывая существование их священного кошачьего закона. Жестокое обращение с животными – это то, к чему большинство из нас практически не терпит, вплоть до того, что смерть людей кажется более приемлемой, по крайней мере, в вымышленной обстановке. Убийство животных в большинстве случаев совершенно бессмысленно и беспричинно, что уже придает этой истории мощный контекст.
Берет Лавкрафт всего две секунды, чтобы убедить нас, что мы наблюдаем за самой худшей пожилой парой в мире и что они заслуживают всего, что может с ними случиться. Он знает, как разжигать нашу ненависть от одной страницы к другой, и когда мы доходим до настоящего наказания, это похоже на катарсическое освобождение. Однако я считаю, что за внешним видом относительно простой и традиционной истории мести скрываются некоторые моральные сомнения.
То есть, если отбросить все эмоции, как «наказание» пожилой пары соотносится с их преступлениями?
Неужели жизнь животного такая же, как и жизнь человека, пусть даже и граничащая с бесполезностью?
Хотя, несомненно, приятно видеть, как они получают должное, все же есть над чем подумать относительно нашего определения законной мести.
Я, конечно, понимаю, почему эта история стала одной из Лавкрафтэто одно из его любимых и считается одним из лучших его ранних произведений; есть все, что вы хотите от сюжета мести, от философских соображений до удовлетворения от успешного возмездия.
Грозный старик (1921)
Высказывание о том, что месть — это блюдо, которое лучше всего подавать холодным, хотя и является невыносимым клише, имеет долю истины. В большинстве случаев требуется время, чтобы воплотиться в жизнь все уравнение мести, от проступков преступников до окончательного решения агента мести. Однако бывают случаи, когда месть за свои проступки принимает немедленную и жестокую форму, как в фильме «Грозный старик».
В начале повести нам рассказывается о старике, который жил один в старинном доме, настолько старом, что никто никогда не мог вспомнить его молодым человеком. Знания местных жителей о его биографии в лучшем случае сбивают с толку, но считается, что он был капитаном клиперов Ост-Индии и за свою жизнь сколотил огромное состояние.
Его двор украшен причудливой коллекцией камней, и некоторые даже видели, как он разговаривает со странными бутылками. Хотя местные жители избегают его, трое молодых воров, Анджело, Джо и Мануэль, узнают о сокровище и решают освободить его. Мануэль и Анджело входят в дом, а Джо ждет снаружи в машине для бегства. «Допрос» продолжается долго… слишком долго… а потом послышались крики.
Будучи современным читателем, я сомневаюсь, что поворот в этой истории — это то, чего вы никогда не ожидали, и все же она приносит большое удовлетворение. Мало найдется отбросов более презренных, чем те, кто охотится на стариков и беззащитных, и именно такими являются три вора: отбросы Земли.
Лавкрафт не делает заметных попыток их гуманизировать, и, честно говоря, эта история несет в себе намек на ксенофобию по отношению к иммигрантам. Хотя я бы не назвал эту историю откровенно расистской или дискриминационной, она несет в себе отпечатки того времени, в котором была написана. Сам старик — довольно интересный персонаж, способный продвигать повествование о мести, в основном из-за расплывчатой природы тайны, окружающей его.
Даже в конце, когда нам удается кое-что собрать воедино, большая часть его картины остается покрытой туманом. Поскольку мы знаем о ворах гораздо больше, довольно приятно и даже забавно наблюдать, как они становятся все ближе и ближе к своей судьбе, к подлому концу, которого они действительно заслуживают, от рук кого-то или чего-то, что мы затрудняемся описать. Непосредственный характер этого наказания также играет важную роль в том, чтобы сделать финал максимально удовлетворительным… в конце концов, мало что может быть лучше, чем видеть, как злые дела быстро наказываются… даже если это означает ужас из загробного мира.