Полное произведение Г. П. Лавкрафта (1920, 1925, 1927)
Полное произведение Г. П. Лавкрафта — это сборник его работ, включающий в себя рассказы, романы и стихи, написанные в период с 1920 по 1927 год. Этот сборник представляет собой ценный источник для изучения творчества этого выдающегося американского писателя ужасов.
Примерное время чтения: 6 минут.
«Поиски снов Кадата» (завершено в 1927 г., опубликовано в 1943 г.)
Хотя технически это не первая опубликованная история с участием Рэндольфа Картера, в хронологическом порядке эта посмертно опубликованная работа содержит первое приключение этого человека, когда он знакомится с чудесами Страны грез.
В любом случае наш главный герой представлен нам человеком, который продолжает мечтать о величественном городе, мучаясь тем, что не может ни увидеть его вблизи, ни узнать его местонахождение. Его молитвы Богам остаются без ответа и, словно жестоко осмеянная судьбой, его мечты прекращаются.
Однако Картер по-прежнему полон решимости найти путь в чудесный город Кадат, место, которое никто никогда не видел и не посещал, в надежде лично умолять богов. Итак, Рэндольф Картер снова ложится спать и начинает свое долгое путешествие по планам Страны Грез в надежде найти недостижимое.
Когда дело доходит до ЛавкрафтОбычно мы привыкли к более коротким историям с неким неожиданным поворотом в конце, с четкой развязкой, которая постоянно устанавливается с самого начала. В этом смысле «Поиски снов Кадата», безусловно, выделяются среди остальных произведений автора, напоминая скорее фантастическое приключение, чем короткометражный фильм ужасов.
Хотя на этом пути определенно есть некоторые неожиданные повороты и элементы ужаса, разбросанные по всему сюжету, они никогда не кажутся подавляющими в исследовании Рэндольфа невероятно описанных мифических земель. Говоря об этих мифических землях, я обнаружил, что одна из самых забавных частей этой истории заключалась в том, как различные нити Лавкрафт мифы пересекались друг с другом.
Мы увидим Ричарда Пикмана из «Модели Пикмана», города Ултар и Селефаис, Ползучий Хаос, Ньярлатотепа, Азатота, и это лишь некоторые из них. Город Кадат также неоднократно упоминается в других сказках, таких как «Другие боги» и «В горах безумия».
Похоже на амбициозную попытку со стороны Лавкрафт объединить всю свою вселенную в одно путешествие, и я думаю, что ему удалось сделать это путешествие по переулкам памяти стоящим, особенно для тех, кто знаком с другими его работами. Он также вполне можно назвать фэнтезийным ужастиком, поэтому, даже если вы не знакомы с произведениями автора, вы все равно можете получить от него массу удовольствия.
Потому что знай, что твой чудесный город из золота и мрамора — это лишь сумма того, что ты видел и любил в юности.
— «Поиски во сне неизвестного Кадата», Г. П. Лавкрафт
Декларация Рэндольфа Картера (1920 г.)
После его великих путешествий в Страну грез, пришло время Рэндольфу Картеру испытать некоторые из самых земных ужасов. Лавкрафт должен предложить. В «Заявлении Рэндольфа Картера» мы снова встречаем нашего главного героя, который в шоке бродит по болоту и пытается объяснить исчезновение своего коллеги-оккультиста Харли Уоррена.
Похоже, что недавно у Харли появилась странная книга, написанная на другом языке и предположительно относящаяся к различным запрещенным предметам. В конце концов оккультист пришел к выводу о существовании лестницы между нашим царством и подземным миром, одна из которых находится на древнем кладбище недалеко от Большого Кипарисового Болота. Таким образом, пара решается на то, что в конечном итоге окажется самой большой ошибкой в их жизни.
Гораздо ближе к традиционному Лавкрафт стиль ужасов по сравнению с предыдущим приключением Картера, даже представленный как своего рода показания, данные полиции постфактум, подход, который автор с большой страстью полюбил. Когда Картер рассказывает эту историю, мы очарованы событиями их экспедиции так же, как и сам Харли. Мы узнаем все больше и больше о его темных и ужасных путях, поисках неизведанного, которые он проводил, и о том устрашающем эффекте, который он оказал на Картера.
На самом деле это было достаточно замечательно, чтобы начать существовать самостоятельно за пределами Лавкрафт Вселенной, упомянутый как член группы бостонских физиков в сериале Брайана Ламли «Титус Кроу». Иногда Лавкрафт любит описывать ужасы во всех их ужасных и невозможных подробностях, в этой истории он использует немного другой подход, предпочитая позволить тьме и воображению читателя сделать всю работу.
Мы очень мало узнаем о реальной опасности, с которой сталкиваются эти двое мужчин, однако отдаленных взглядов, которые нам предлагают, более чем достаточно, чтобы нарисовать картину ужаса, с которой мы можем себя идентифицировать. Возможно, она не открывает новых возможностей, но эта история остается интересным чтением даже сегодня.
Но сейчас я его не боюсь, поскольку подозреваю, что он познал ужасы, превосходящие мое понимание. Теперь я боюсь за него.
— Г. П. Лавкрафт, Декларация Рэндольфа Картера
Безымянный (1925)
Рэндольф Картер видел чудеса величественной страны грез, а также заглядывал в бездну, пока его спутница Харли отважилась встретиться лицом к лицу со своей судьбой. Определенно пришло время в жизни Рэндольфа Картера испытать более осязаемый и непосредственный лавкрафтовский ужас, и он это делает в «Безымянном». В этом очень коротком рассказе Картер встречает своего близкого друга Джоэла Мэнтона на старом кладбище возле обветшалого дома.
Далее она рассказывает ему о неописуемом существе, которое преследует этот дом и его окрестности, о зле, которое невозможно обнаружить, измерить или описать с помощью чувств. Однако отсутствие описания не является большой проблемой, потому что двоим мужчинам предстоит испытать ужас этого сверхъестественного на собственном опыте.
Было много рассказов, написанных Лавкрафт что больше походило на упражнения, в которых автор пытался экспериментировать с разными элементами ужаса. При этом основное внимание уделяется парадоксальному ходу мысли, который должен был представить и описать непредставимое и неописуемое зло. Это, безусловно, интересная задача, и я думаю, что в целом так оно и есть. Лавкрафт он принял вызов и сумел создать существо, внушающее страх из-за своей расплывчатой и непонятной природы.
Хотя он появляется только позже, напряжение никогда не перестает нарастать, поскольку двое мужчин без особого успеха пытаются выяснить природу заражения. Мы вынуждены постоянно спрашивать себя, с чем именно они имеют дело, как это может проявиться, когда проявится, насколько это на самом деле вредно, увидит ли это кто-нибудь еще и так далее. Даже в этом небольшом и интересном литературном эксперименте Лавкрафт удается сохранить важные элементы хорошей истории ужасов, и уже по одному этому я бы сказал, что ее определенно стоит прочитать, особенно если учесть, насколько она коротка.
«Здравый смысл» в размышлениях по этим вопросам, как я с некоторой теплотой заверил друга, — это просто глупое отсутствие воображения и гибкости ума.
– Г. П. Лавкрафт, «Безымянный»