«Джентльмен в Москве» Амора Таулза (Рецензия)
«Джентльмен в Москве» — это роман Амора Таулза, который рассказывает о приключениях английского джентльмена в Москве. Главный герой, Чарльз Мортон, оказывается в столице России и сталкивается с различными ситуациями, которые вынуждают его приспосабливаться к новой среде. Роман предлагает читателям увлекательное путешествие по Москве и интересные взгляды на русскую культуру.
Примерное время чтения: 6 минут.
Полотенца Любовь кажется, обладает уникальным талантом описывать первую половину двадцатого века и погружать нас в сознание особых личностей, оказавшихся на самых неожиданных путях самопознания и личного просветления. В своей последней и получившей признание работе «Джентльмен в Москве» Полотенца представляет нам период времени, который часто упускается из виду и, в лучшем случае, просто учитывается в западном образовании: неспокойная Россия 1920-х годов.
Точнее, мы встречаем графа Александра Ростова, аристократа, который ни дня в жизни не работал, а теперь оказывается под домашним арестом на чердаке гранд-отеля. В то время как годы революции и конфликтов быстро формируют страну, граф находит в своей изоляции довольно неожиданный путь к духовному росту.
Путешествие в Россию 1920-х годов с Амором Таулзом
В огромном пространстве литературы Полотенца Любовь он зарекомендовал себя как очень глубокий и эмоционально заряженный писатель, способный создавать персонажей, которые останутся запоминающимися навсегда, как он это сделал с Кэти и Иви, например, в «Правилах вежливости». Он определенно, похоже, отдает предпочтение первой половине двадцатого века, периоду, который преступно игнорировался и недооценивался, поскольку его затмили Вторая мировая война и последовавший за ней международный политический конфликт.
В своей последней работе «Джентльмен в Москве» автор переносит нас в то время и место, которое обычно заслуживает лишь нескольких сносок в западных учебниках по истории: Россия 1920-х годов. После только что произошедшей Октябрьской революции страна находится в состоянии великих потрясений и восстановления, при этом большая часть аристократии оказывается в тюрьмах, сослана или казнена.
Точнее, автор знакомит нас с графом Александром Ростовым, который в 1922 году имел несчастье быть приговоренным к бессрочному домашнему аресту на чердаке гранд-отеля. Граф — умный и культурный человек, которому в силу своего положения ни разу в жизни не пришлось работать, ни минуты провести в лишениях и нищете.
Теперь ему предстоит провести остаток своей жизни в комнате, вдали от страны, которая находится на критическом этапе своей истории. Не имея ничего и никого, Александр постепенно более или менее привыкает к своему положению и через некоторое время начинает рассматривать его как, пожалуй, самый удивительно полезный и познавательный этап своей жизни.
Момент, который стоит запомнить
Прежде чем рассмотреть собственно содержание повести, сюжет, персонажей и все, что за этим следует, я хотел бы прежде всего обратить ваше внимание на Полотенцаочевидная историческая хватка. Он безошибочно описывает состояние страны и демонстрирует твердое знание политического, экономического и социального климата, царившего в те годы.
Его рассказы — это всегда исследование человеческой души, а также исследование определенного периода времени, и именно в этом рассказе я чувствую, что он превзошел самого себя. Он просто дает вам столько знаний и любопытных подробностей, что, я бы сказал, «Джентльмен в Москве» предлагает более глубокий взгляд на Россию 1920-х годов, чем большинство североамериканских учебников по истории.
Однако, сказав это, я твердо гарантирую, что в конечном итоге это все же роман, а не книга по истории. Полотенца он весьма искусен в различении необходимых, ненужных и интересных фактов. Он рассказывает нам, что нам нужно, чтобы понять мысли и действия персонажей, а также включает в себя небольшие пикантные моменты, которые вам будет сложно выучить самостоятельно. Он тщательно опускает из этого рассказа скучные и ненужные данные, в результате чего даже отрывки, не продвигающие сюжет, все равно читаются с большим интересом.
Бесконечный путь к просветлению
Чтобы продвинуться дальше в нашем исследовании этого романа, давайте рассмотрим персонажей. Как вы можете себе представить, учитывая, что наш главный герой практически заперт в комнате, история движется персонажами, а не конкретным и линейным сюжетом.
Что касается графа, то он, безусловно, человек очень сложный и заслуживает детального изучения и изучения. Мысли его всегда ясны и в чем-то показательны, проливают ли они свет на его природу, на его мысли об окружающем мире, на его интерпретацию своего затруднительного положения и так далее; нет времени, когда мы предпочли бы, чтобы граф держал рот на замке.
Судьба не имела бы той репутации, которую имеет, если бы просто делала то, что, по ее мнению, сделает.
— Амор Таулз, джентльмен из Москвы
За его своеобразными путешествиями по удивительной дороге интересно наблюдать, потому что мы действительно видим, как он развивается как человек и растет с точки зрения духовности и понимания. Все происходит очень правдоподобно и реалистично, причем весь его личный прогресс происходит постепенно, обычно после некоторых трудностей. Что касается остальных персонажей, то если вам нравится разнообразный, веселый, живой и вдохновляющий актерский состав, то вас здесь ждет настоящий праздник. Похоже, графа прокляли (а может быть, благословили?) невозможностью знакомиться с нормальными людьми.
Практически все остальные люди, которых мы встречаем, по-своему интригуют и своеобразны; почти каждый является тем человеком, которого в реальной жизни вы бы описали как «настоящего персонажа…», чтобы оставаться в стране вежливых эвфемизмов. Однако никто из них никогда не раздражает или неприятен до такой степени, чтобы желать ему серьезного вреда. Даже менее порядочные персонажи в конечном итоге вызывают у вас симпатию, и к тому времени, как вы закончите книгу, вы, вероятно, пропустите многих из них.
Сама история представляет собой неожиданно дикую поездку со здоровой смесью философии и приключений. Вы утонете в интригах по уши; есть золотые монеты, секретные отсеки, подозрительные жидкости, тайные операции, украденные паспорта, бесценные драгоценности, загадочные письма, незаконные дуэли, старинное оружие и это только начало. Это привносит здоровую дозу волнения в и без того заставляющий задуматься исторический роман и, на мой взгляд, поднимает эту книгу до статуса потенциальной культовой классики.
Окончательный вердикт
Полотенца Любовь он еще раз продемонстрировал, почему его считают одним из величайших писателей современности. «Джентльмен в Москве» максимально близок к написанию идеального историко-фантастического романа. Он наполнен точной, познавательной и увлекательной информацией, интересным главным героем с заставляющими задуматься размышлениями, незабываемым и чрезвычайно разнообразным составом персонажей, тоннами драматической интриги, и все это объединено безупречным стилем и изяществом. Если вам нравится историческая фантастика и послереволюционная Россия, то вы просто обязаны прочитать эту книгу.
Сколько бы времени ни прошло, те, кого мы любили, никогда не покидают нас полностью.
— Амор Таулз, джентльмен из Москвы